Рано или поздно родитель услышит фразу : «Не хочу учиться!», или увидит, как его ребёнок с раздражением отодвигает от себя учебник, бросает ручку, закрывает тетрадь. «Катастрофа!» — тут же решает мама, папа хмурит брови и прокручивает в голове варианты наказания: угол, ремень, лишить компьютера, прогулки. Пока не поумнеет, пока не одумается и не возьмётся снова учиться. В самом деле, никакой катастрофы нет. Как говаривал Карлсон: «Пустяки. Дело-то житейское». Терпение и доверие – вот ваши основные козыри если ребёнок отказывается выполнять домашнее задание.
Попытаемся узнать, в чём причина такого всплеска негативных эмоций, ищем корень, откуда, что называется, ноги растут. А отшлёпать по этому месту всегда успеете, хотя правильнее обойтись без этого. На самом деле причин может быть несколько.
Причина раз – усталость
Несколько дней было довольно напряжённое время для ребёнка, активная учёба, несколько контрольных или самостоятельных, сложные домашние задания, дополнительные занятия по интересам, соревнования, конкурсы – если всё это так, то не паникуйте.
Ребёнок просто устал, дайте ему время расслабиться и отдохнуть, поговорите с учителем, объясните, почему он не сделал домашнюю работу, попросите не вызывать его. Пусть ребёнок сделает её в следующий раз.
Если есть возможность и вы понимаете, что ребёнок просто перетрудился, то оставьте его на день дома отдохнуть, конечно, под присмотром…
Причина два – не нравится предмет
Да, такое тоже бывает. Ну не любит сын биологию, хотя дочери этот предмет очень даже нравится. Бывает. А знаете, когда человек что-то не любит делать? Тогда, когда у него это не получается или получается плохо, не так, как хочется. Какой выход? Всё очень просто, помочь разобраться так, чтобы получилось, чтобы было понятно.
Если какой-то предмет вызывает затруднения от темы к теме, тогда есть такой приём – пропедевтика называется. Суть его заключается в том, что мы заранее готовим ребёнка к изучению новой темы, как бы обозначаем ему основные понятия, озвучиваем терминологию и принципы, не требуя понимания.
Тогда столкнувшись на уроке с этой темой, ребёнок, уже раньше слышавший об этом, воспримет тему без испуга и затратит гораздо меньше усилий для понимания.
Причина три – конфликт в школе
Тут надо быть очень осторожным, разбирая конфликтную ситуацию, нам важно знать причину возникновения, чтобы найти методы решения, причём не достаточно одного источника информации. Нужно выслушать версию второй стороны конфликта и только тогда принимать решение о тех методах, которыми его можно разрешить.
Получать информацию нужно задавая правильные вопросы. Многие взрослые не имеют терпения выслушать ребёнка, они начинают сами подсказывать ответы, а ребёнку ничего не остаётся, как подтверждать версии мамы и папы.
Не спешите, пусть ребёнок расскажет всё сам. После рассказа уточните, правильно ли вы его поняли, перескажите ситуацию своими словами и проследите, возможно всплывут новые детали. Спросите, как сам ребёнок видит выход из конфликтной ситуации, посоветуйтесь со второй стороной, какие пути решения видит она. Придите к компромиссу, который позволит в дальнейшем таким ситуациям не отражаться на желании ребёнка ходить в школу и получать новые знания.
Это три основные причины, по которым ребёнок, учившийся до этого с удовольствием, вдруг устраивает «забастовку» и отказывается выполнять домашнее задание.
. Возможны другие варианты, ведь ваш ребёнок личность, индивидуальность, и помочь ему разобраться в ваших силах.