Ваш ребенок посещает детский сад. Адаптация прошла, и вы, вздохнув с облегчением, радуетесь успехам и первым достижениям малыша. Но, возможно, вас что-то и беспокоит в его развитии. Теперь самое время подумать о том фундаменте, который будет заложен для успешного обучения в школе. Кто-то возразит, что, дескать, рано еще об этом думать, и не стоит отнимать у ребенка детство.
Однако если в дошкольном возрасте существуют определенные проблемы, то скорее всего при поступлении в школу они сыграют свою роль. Поэтому родителям необходимо следить за развитием своего малыша.
Несмотря на то, что каждый маленький человечек уникален, все-таки существуют параметры, по которым специалист определяет готовность детей к обучению в школе. И у вас еще есть достаточно времени, чтобы обратить внимание на эти параметры. В случае, если уровень окажется ниже возрастной нормы, за период дошкольного детства есть возможность исправить ситуацию.
В этом ответственном деле вам на помощь придут специалисты дошкольного учреждения: психолог и логопед. К ним нужно обратиться, по существу изложив все свои тревоги и опасения по поводу развития ребенка. Возможно, что они порекомендуют еще и консультацию доктора, так как подход к решению логопедических и психологических проблем должен быть комплексным.
Поинтересуйтесь у воспитателей, насколько успешно ваш малыш справляется с программой дошкольного учреждения, а также обратите внимание на следующие критерии:
- Развитие интеллектуальной сферы: насколько ребенок понимает обращенную речь, отвечает ли на простые вопросы предложениями, может ли запомнить несколько показанных и тут же спрятанных картинок, понимает ли принцип складывания пазлов и разрезанных на 2-4 части картинок. Можете самостоятельно протестировать интеллект ребенка по соответствующей литературе для родителей.
- Развитие эмоционально-волевой сферы: может ли ребенок сдерживать свои чувства и эмоции, способен ли прилагать хотя бы минимальное волевое усилие при выполнении несложных заданий, или же он вспыльчив, неусидчив, раздражителен, чрезмерно подвижен.
- Развитие мотивационной сферы (мотивации к школе). Мотивация формируется обычно на последнем году дошкольного детства. Основной вид деятельности – игру – постепенно сменяет учебная деятельность. Обычно, если ребенку свойственно психологическое благополучие и ведется работа по развитию его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, то мотивационная готовность также формируется вовремя.
Как вы заметили, подготовка ребенка к школе не ограничивается тренировкой техники чтения, знаний по математике и обучением навыкам письма, она многограннее. Не пренебрегайте советом — обследовать ребенка у психолога за пол года год до момента поступления в школу. Специалист поможет определить психо — социальные особенности малыша и порекомендует вам направления развития ребенка, которым следует уделить внимание. Не переживайте, сам тест у психолога проходит в спокойной игровой обстановке и не доставит малышу беспокойства, а наоборот, увлечет его, как игровой процесс.
Если же вашему ребенку еще нет 6 — 6,5 лет, то для полноценного его развития и качественной подготовки к школе, следуйте простым советам приведенным ниже:
Что делать родителям для подготовки детей младше 6 лет к школе?
- Обязательно научить ребенка элементарным вещам – знать свои фамилию, имя, возраст, адрес проживания, имена и род занятий родителей.
- Беседовать с ребенком о жизни, комментировать ваши действия, отвечать на все вопросы ребенка (это проявления его познавательной активности, которую нужно поддерживать), самим задавать ему вопросы (это стимулирует мышление).
- Обязательно читать ребёнку книги, соответствующие его возрасту (в книгах есть обозначение «для старшего дошкольного возраста»), обсуждать их (это развивает речь, мышление, память). Показывать картинки и учить с ребенком названия самых разнообразных одушевленных и неодушевленных предметов.
- Изучать буквы, цифры, геометрические формы (треугольник, квадрат и т.д.), противоположные понятия (холодно-жарко, добрый-злой).
- Учить считать минимум до 10, читать.
- Развивать мелкую моторику – рисовать, лепить из пластилина, из теста (например, слепить буквы, испечь их, а потом съесть), конструировать, нанизывать бусины, пуговицы, делать аппликации, определять вслепую формы предметов, делать мозаику.
- Развивать память (учить песни, стихи, играть в специальные игры для развития памяти).
- Учить анализировать (предложить ребенку найти связь начала истории и ее конца, предложить придумать рассказ по картинкам).
- Развивать произвольность (умение действовать в соответствии с правилами, а не с сиюминутными желаниями) с помощью самых разных игр по правилам – начиная от настольных и кончая подвижными играми.
Подготовка ребёнка к школе дома может стать увлекательным и веселым времяпровождением – всё зависит только от вашей фантазии.
Кстати, по этой тематике можно найти много книг на сайте. Это книжный портал с возможностью поиска книги с мобильных устройств по фотографии с камеры телефона или с помощью сканирования штрих-кода. База книг содержит более 500 тыс. наименований.
Удачи и новых свершений Вам и Вашему малышу! Обязательно посмотрите видео о подготовке к школе ребенка. Речь пойдет о подготовке к школе — с точки зрения детского врача. Вопросов много, и всё не так очевидно, как может показаться на первый взгляд.