Садитесь поудобнее и слушайте Терапевтическую сказку.
В одном дремучем лесу в ветвях огромного дуба жила семья белок. Была она очень большая: папа, мама, сынок Хвостатик, две бабушки, два дедушки, дяди и тети.
Самым маленьким в семье был бельчонок Хвостатик. И, конечно же, его очень сильно любили и баловали.
Когда Хвостатик только учился ходить, достаточно было сделать один шажок, и его подхватывали на руки и наперебой говорили:
«Ах! У нас гениальный малыш, у него все так легко получается, умница!» И носили по очереди на руках. Когда он стал постарше и учился самостоятельно кушать, засунет ложку в ротик, а бабушки тут как тут и хвалят:
«Ну и молодец наш Хвостатик, все у него получается с первого раза». Заберут у него ложку и давай сами кормить — не должен такой умный бельчонок утруждаться. Или захотел он порисовать, взял кисточку, макнул в краску и капнул на бумагу — получилось пятно, бельчонок его размазал лапкой, еще капнул, снова размазал, дядя и тетя восклицают:
«Гениально! Вот это красота!» Хвостатик послушает, улыбнется довольно и прекратит рисовать. Зачем? Цель достигнута — его похвалили.
Так продолжалось долго. Постепенно Хвостатик привык, что за любой поступок его хвалят, и перестал прилагать усилия, чтобы довести что-то до конца. Начнет дело какое-нибудь, услышит похвалу и тут же бросит.
По соседству с семьей белок, на верхушке дуба жил Ворон. Он много лет прожил на свете, его когда-то черные перья стали белыми. Ворон был очень умным, много разного повидал на своем веку.
Однажды он решил поговорить с родителями Хвостатика.
Слетел к ним на ветку, где было дупло, постучал в дверку и стал ждать. Открыли дверь родители Хвостатика. Увидели Ворона, обрадовались. «Проходите, пожалуйста», — пригласили они Ворона в дом.
Когда все удобно сели, Ворон начал разговор:
«Я давно живу в лесу, много замечаю и хочу вас предостеречь от ошибки. Неправильно незаслуженно хвалить малыша. Подумайте, что ждет его в детском саду. Разве вы не видите сами, что он ничего не хочет делать без похвалы. Пока не поздно что-то изменить, давайте подумаем вместе как».
Но родители решили, что с их сыном все в порядке, разве им тяжело похвалить его снова и снова?
Ворон улетел. Прошло время. Хвостатик подрос, и решили отдать его в детский сад. Сад ему очень понравился, там было много зверей: медвежата, зайчата, лисята. Все играли, было очень весело.
В этот день было занятие по лепке. Когда все зверушки расселись по местам, тетушка Сова, которая вела это занятие, сказала: «А сейчас попробуйте скатать из глины шарик». Все принялись за дело, Хвостатик тоже. Взял он в лапки кусок глины и сжал ее — получилась лепешка. Показывает он ее Сове и ждет, когда она его похвалит. А тетушка Сова не хвалит, просит переделать. Хвостатик не привык дальше работать — обычно за него всегда все делали, да еще и хвалили.
А зверята стараются. У кого получается, тетушка Сова сразу хвалит.
Задумался Хвостатик, решил у мамы с папой спросить, почему так произошло. Дома бельчонок рассказал о том, что было в саду. Вспомнили родители о приходе Ворона, о его предупреждении.
Поднялись на верхушку дуба к Ворону и рассказали о том, что произошло. Подумал Ворон и говорит: «Выход один. Надо научить Хвостатика прилагать усилия, чтобы достичь цели, и только потом хвалить за результат». Согласились родители попробовать.
Дома папа предложил заняться лепкой. Бельчонок с радостью согласился — он хотел показать, чему научился в саду. Но у него опять получилась лепешка, а не шарик. Надеялся Хвостатик, что папа похвалит, а папа молчит, ждет, когда сынок шарик сделает. Пришлось бельчонку потрудиться. Тяжело ему было, не умел он долго работать. Но ему так хотелось, чтобы папа похвалил его, поэтому он очень старался. И у него получилось! Самый настоящий шарик, такой же, как у зверят в садике. Он очень обрадовался!
Папа с удовольствием похвалил Хвостатика, ведь это была его первая победа над собой. И мама тоже похвалила бельчонка: «Видишь, когда стараешься, трудностей не боишься — все получается, и хвалить тебя есть за что».
С той поры стал Хвостатик учиться преодолевать трудности и получать заслуженную похвалу. Если не получалось, он вспоминал тот случай с шариком из глины, и сил у него прибавлялось.
Постепенно бельчонок привык трудиться и перестал ожидать похвалы за незаконченную работу.
Как вам наша терапевтическая сказка?
Для закрепления терапевтического эффекта сказки предлагаем ряд известных или доступных ребенку действий, за которые он с полным правом получит похвалу.
Например, замесите тесто, в состав которого входят мука, вода (1:1), немного подсолнечного масла (можно добавить ароматическое), природный краситель (сваренная луковая шелуха или свекольный сок).
Предложите вашему малышу сделать из теста какую-нибудь фигурку (шар, овал), если ему 2-3 года. Если ребенок старше, то можно попробовать сделать фигурку белки: овал — туловище, шар, вытянутый с одной стороны — мордочка. Большим и указательным пальцем сформируйте ушки. Тот же овал, зауженный с одного конца — хвост, овалы меньшего размера — лапки. Соедините все детали с помощью зубочисток. Прикрепите глаза, сделанные из маленьких кусочков пластилина.
Если вашему малышу придется это занятие по душе, сделайте с ним всю беличью семью и проиграйте сказку, смоделированную близко к вашей ситуации. Поощряйте фантазии ребенка.