Рождение ребенка для каждой женщины – это неповторимое событие, которое преображает жизнь каждой мамы. Первое время жизнь крутится только вокруг малыша, весь мир заключен в этом маленьком и теплом комочке.
Самым главным становятся заботы о новорожденном: покормить, искупать, проследить за стулом малыша, сделать все возможное, чтобы он только улыбался. Ребенок подрастает, а заботы остаются и даже прибавляются. Для мамы самым главным является то, чтобы малыш был всегда сыт, не мерз, комфортно себя чувствовал.
Повезло тем мамам, у которых малыш с первых своих дней радует отменным аппетитом и не имеет никаких проблем с пищеварительной системой. Но, к сожалению, часто у детей бывает плохой аппетит, бывает, ребенок ест очень мало, а иногда и вовсе отказывается от еды. Что делать тогда?
Одна из самых больших проблем – это отказ от пищи. Эта тема приносит немало беспокойства, особенно, если ребенок первый. Тысячи вопросов начинают крутиться в голове:
- почему же малыш не ест?
- Ему просто не нравится предложенная еда или вообще не подходит питание?
- Нужно ли заставлять ребенка кушать насильно?
- И собственно, как это сделать?
Предлагаем поискать ответы в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Стоит ли заставлять ребенка есть?
Здесь нужно задать вопрос несколько иначе «Можно ли заставлять ребенка есть?» Ответ однозначный и категоричный: нет, нельзя ни при каких обстоятельствах. И связано это не только с физиологией малыша, но и психологией. Если это правило нарушать, то можно принести непоправимый вред физическому и психологическому здоровью ребенка. Вред этот напрямую зависит от степени перекармливания.
Чтобы понять ответ, для начала необходимо разобраться в том, что есть голод? Как расценивает потребность в пище наш разум? Когда мы говорим о физиологии, то здесь все на поверхности: голод – это просто сигнал от мозга, что пора принимать пищу. Этот сигнал поступает в тот момент, когда желудок расправился с предыдущей трапезой. А кровь разогнала по организму питательные вещества. Именно этот сигнал толкает человека на какие-либо действия, например, просто открыть холодильник и взять оттуда что-нибудь съестное.
Абсолютно в каждом человеке есть заданные свойства и собственные желания (все зависит от векторов) и все это развивается от каких-либо нехваток. В нашей повседневной жизни мы не нуждаемся остро в добывании пищи, не испытываем нехватки еды. Обычно современный человек хочет высоких доходов, домашнего уюта, безграничной любви, ответов на вопрос о смысле жизни и тому подобное. И все это, как раз, формируется на базе нехваток. Как только у ребенка отнимут самое простое желание насыщения, преодолеть голод, то ему собьют все жизненные ориентиры.
Трудно представить человека, который не знает элементарного правила: если чего-то захотелось – добейся этого сам. Исполнение желания опережает его возникновение.
Далее происходит застой, то есть, нет никакого развития. Потому что уже ничего не хочется. Есть риск никогда не выйти из этого подвешенного состояния. В детстве хорошо – мама рядом, она купит, приготовит, накормит. А когда начнется самостоятельная жизнь, начнутся проблемы.
Невозможно заставить человека хотеть или не хотеть чего бы то ни было. Зато можно научить идти к своим желаниям, добиваться желаемого. Развивать такие желания, приумножать их, возможно с первых дней жизни благодаря первобытному чувству, имя которому – «голод».
Если мама желает добра своему малышу, просто обязана кормить его, лишь тогда, когда у ребенка возникает самостоятельное желание в потреблении пищи. Даже если у ребенка строгий режим и, он ест только по расписанию, обязательным критерием приема пищи должен быть только его собственный аппетит. Если желание поесть отсутствует, то один прием еды можно и пропустить. Рано или поздно, голод сам напомнит о себе, и ребенок попросит поесть.
Психология потребления пищи
С самого раннего возраста у человека есть только физиологическая потребность в еде. Ни один ребенок не доведет себя до голодной смерти специально. В итоге, он все равно захочет есть, и только в этот момент его потребность необходимо удовлетворять. Все очевидно, но многие мамы заставляют своих детей есть, невзирая, на их желание или нежелание. Почему? Потому что здесь имеет место быть очень простая и распространенная ошибка: любому взрослому кажется, что он знает лучше ребенка.
Мама оценивает организм ребенка через свой и рискует понять его совершенно неправильно. Все достаточно просто: каждый обладает своей уникальной физиологией и поэтому стандарты одного отличаются от норм другого.
Вот простой пример. Есть мама, у которой замедленный метаболизм. Она все время страдает проблемами с пищеварительным трактом. Есть ребенок, у которого подобных проблем не было и нет. Мама, оценивая малыша через самое себя, все время задается вопросом «нужно ли заставить ребенка поесть?» Начинаются запихивания кефиром, заливание водой, чтобы не было запора. Если бы мама внимательно присмотрелась, то подобных проблем никогда бы не заметила, но сверхзабота делает свое черное дело и вредит маленькому человечку.
Если в семье растет не один ребенок, а, например, два и они имеют совершенно разный темп развития, абсолютно разное желание ко времени потребления пищи.
Один любит подолгу просиживать с тарелкой, тщательно пережевывать каждый кусочек, а другой хватает куски, быстро ест. Один любит еду, у которой ярко выражен вкус, запах, а другого просто выворачивает от подобного сочетания, и последний предпочитает водянистые каши. Если к таким разным детям подходит стандартно, то сразу двоим можно сформировать неправильное отношение к еде.
Естественно, что ребенок должен питаться так, чтобы быть здоровым. Ему необходимо формировать правильное меню, но составлять график приема пищи нужно исключительно, отталкиваясь от потребностей ребенка, от физиологических и психологических особенностей.
Вообще то Айболит был ветеринаром. Подумайте над этим авторы блога
Красивая предистория, но большинство (99%, я так думаю) не знают этого и любой здравомыслящий человек понимает, что это ветеринар.